Россия переходит на новый план счетов бухгалтерского учета

На сегодняшний день главным новшеством бухгалтерского учета России является переход на новый план счетов. Министерство финансов сейчас занимается его разработкой. Как сообщает Федеральная налоговая служба России, новый план счетов существенно отличается от существующего. Более того, он оформляется как отдельный стандарт, не имеющий подобных себе даже в практике международной финансовой отчетности.

Современный бухгалтерский учет России состоит из четырех списков бухгалтерских статей:

  1. план счетов;
  2. показатели баланса и отчета о прибылях и убытках (согласно Положению по бухучету ПБУ 4/99);
  3. значение данных бухгалтерских отчетов (согласно Приказу Министерства финансов России №66н);
  4. кодировка строчек в финансовой отчетности.

Новый план соединит все воедино и будет выглядеть как классификатор. То есть, будет реализовано соответствие номера счета номеру статьи бухгалтерской отчетности. Это нововведение есть очень удобным и значительно упрощает работу с финансовыми документами, поскольку номер счета будет восприниматься как номер статьи отчета, и наоборот.

Еще одно важное отличие плана счетов нового образца от старого – применение счетов. Особенно это новшество будет заметно для бухгалтеров в применении счетов 76 и 97. Если раньше на эти счета «сбрасывали» все что можно, то новые правила значительно конкретизируют их использование.

Но переход на новый план счетов бухгалтерского учета - это довольно сложный процесс, который займет много времени, стоит отметить, что это приведет к перевороту по аутсорсингу бухгалтерских услуг, цены на порядок поднимутся. Прежде всего, Минфин, МНС и прочие государственные органы должны осуществить ряд подготовительных мер, поскольку использование нового плана счетов потянет за собой множество изменений во многих действующих положениях бухучета.

Также огромная ответственность по переходу на новые стандарты ложатся на главного бухгалтера каждого предприятия, скорее всего большинство предприятий будут вынуждены перейти на услуги бухгалтерских фирм. Так, необходимо осуществить пересмотр, изменения и уточнения нового плана счетов. Каждое предприятие вправе использовать свои субсчета, помимо рекомендуемых Минфином. Поэтому нужно пересмотреть их применение, уточнить корреспонденции по проведенным операциям, при необходимости внести изменения. Важно вовремя осуществить обновление компьютерных программ, чтобы исключить несоответствия между входящей и исходящей документацией. Введение нового плана счетов бухгалтерского учета может повлечь за собой существенные изменения в формах и ведении первичной документации. Но главный аспект для каждого бухгалтера – правильный перенос остатков.

Грядущие нововведения, конечно же, доставят многим немало хлопот. Но результат не заставит себя ждать – ведение бухгалтерского учета существенно упростится.

Так же интересной будет статья "Налоговая льгота пристраивается к ипотеке"